cot_uchenyi (cot_uchenyi) wrote,
cot_uchenyi
cot_uchenyi

Безыдейность современной России: нужна ли России идеология?

       Не секрет, что сегодня у большинства россиян существует весьма смутное представление о национальных ценностях и идеях. Чем обусловлена идеологическая брешь, позволяющая принимать чужие ценности?

       В своем эссе я хотел бы обратить внимание на важность скорейшей выработки идеологии. Без выработки соответствующей идеи, способной объединить нашу многонациональную страну, нам будет трудно развиваться и двигаться вперед. Что я вкладываю в понятие «идеология»? «Идеология - это система взглядов, идей, выражающих коренные интересы больших общественных групп: народов, классов, обществ, социальных движений. Идеология выполняет важную функцию сплочения представителей данной социальной общности, стимулирует солидарность и служит идейной основой политических программ».

       Исходя из определения идеологии, она должна обеспечивать стабильность и формировать у граждан чувство удовлетворенности, убежденности в преимуществах существующей формы правления и организации общества. Идеология воспитывает патриотизм, готовность честно служить и защищать Родину. Жизнеспособная идеология должна соответствовать стереотипам поведения, особенностям национального характера.
Сегодня наше общество в целом не имеет идеала, не имеет высшей цели своего существования. А раз нет идеала, то отсутствие производной от него идеологии подразумевается как бы само собой.

       В советском союзе была стройная идеологическая идеология, которая позволяла объединять людей на великие свершения, и это не высокие слова, мы можем здесь вспомнить победу в Великой отечественной войне, освоение целинных земель, строительство крупных промышленных объектов и многое другое. Идеология активно использовалась властью для достижения поставленных целей, активно велась пропаганда коммунистических ценностей и идеалов (например, лозунги тех лет «Дружба народов», «Молодежь! Настойчиво овладевайте знаниями!», «Родина мать, умей за нее постоять!», «Если народ един — он непобедим», «Хвала рукам, что пахнут хлебом», «Народная дружба и братство дороже богатства» и т.д.) В чем причина того, что идеология так легко воспринималась большинством людей и была эффективным инструментом политики государства, т. е давала свои практические результаты?

       По-моему мнению, объяснение кроется в том, что в СССР не было такого сильного расслоения, такой сильной стратификации как в современной России - было общество равных людей с равными возможностями (ну, может и не равных, но власть стремилась создать равные условия для всех), что активно и пропагандировалось. Чтобы двигать вперед общество по пути развития, государство должно предложить такие идеи и концепции в рамках идеологии, которые бы отвечали интересам всех социальных групп данного общества. Без этого невозможно прогрессивное развитие общества. При этом использовалась активная пропаганда как инструмент выражения идей и ценностей правящей партии. Этим и объясняется многие, если не большинство, успехов СССР, в частности, в сельском хозяйстве - освоение целинных земель в Казахстане в середине 50-х годов, которое дало результаты, превосходящие все ожидания.

       Надо отметить, что в ситуации сильного социального расслоения, сложнее управлять обществом, потому, что у разных социальных страт не только разные ценности, но и цели, зачастую они антагонистичны. Именно идеология должна предложить такие концепции и цели, которые смогли бы сплотить все социальные слои в единую социальную общность. При этом важно учитывать ценности и интересы всех социальных групп в данной социальной общности. Без этого идеология, как инструмент воздействия на социальные группы, будет неэффективной. Именно сильное социальное расслоение является одним из двух главных препятствий на пути создания идеологии как инструмента для проведения эффективной политики государства. Вторым главным препятствием в настоящий момент является характер межнациональных отношений. В СССР пропагандировалась и проводилась большая работа по укреплению дружбы между народами. В республиках проводились Дни культуры соседних республик, шло взаимообогащение через культуру, науку, образование. Была создана атмосфера не просто мирного сосуществованию народов друг с другом, а что самое главное воспитывалось уважительное отношение к традициям и культуре других народов, что, в свою очередь, способствовало динамичному развитию советского общества.

       В современной России межнациональные отношения вызывают все большую и большую озабоченность, как властей, так и общества в связи с ростом числа конфликтов на национальной почве. За примером ходить далеко не надо - достаточно вспомнить события, произошедшие на Манежной площади в декабре 2010 года. Это тревожная тенденция, особенно если учесть, что Россия была и есть многонациональное государство, и никуда от этого не деться. Именно идеология должная помочь выработать общие цели не только для разных социальных групп, но и для всех народов, проживающих на нашей территории.

       На основании вышеизложенных рассуждений я сделал следующий вывод - чем больше расхождение в ценностных ориентаций между разными социальными группами, чем больше разрыв между бедными и богатыми, тем чаще будут возникать различного рода конфликты, в том числе межнациональные. А в отсутствие государственной идеологии будет труднее решать возникающие то тут, то там кризисные проблемы.

       В самом начале мною ставился вопрос: нужна ли России идеология? Да, нужна, и прежде всего, нашей власти. Но беда нашей власти в том еще, что сильных идеологов у партии власти сейчас нет, во всяком случае, они в подметки не годятся тем, которые были при Николае I (граф Уваров с его теорией официальной народности), в СССР (взять хотя бы для примера Михаила Суслова). Того же Владислава Суркова и идеологом-то назвать трудно, Алексея Чеснакова еще более-менее можно к ним причислить, обозначив его как основного идеолога единороссов. Однако он неожиданно подал в отставку в конце мае этого года, так что с идеологией у партии власти все стало как-то совсем грустно, а она как инструмент эффективной политики ей очень бы пригодилась.

       В заключении хотелось бы подчеркнуть вот что: сейчас многие общественно-политические деятели предлагают какие-то определенные политические доктрины - Сергей Кургинян (политик левого толка, выступающий за возрождение некоторых ценностей советского времени), Александр Дугин (евразийство и консерватизм), Николай Стариков и иже с ними. Многие, но не власть - четкой идеологической концепции я не видел и не слышал ни от одного из единороссов. Не в этом ли кроется одна из причин того, что Единую Россию не ругает сейчас только ленивый?
Tags: Единая Россия, идеология, история, политика
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments